Понятие о
средствах воспитания школьников:
Средство
воспитания можно определить как предмет среды или жизненную
ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс.
Традиционно в качестве средств воспитания в МБОУ СОШ № 46 стали
объекты материальной и духовной культуры, которые используют для
решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:
1) с данным
объектом связана информация, необходимая для развития
внутреннего мира личности обучающегося;
2) информация об
объекте выделена как предмет освоения в образной,
наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или
письменной) форме;
3) объект вместе
со своей информацией включен в общение и совместную деятельность
воспитателя и воспитанников.
При выполнении
функции средства воспитания каждый объект кроме объективных
характеристик (физических, химических, эстетических и т. п.)
приобретает еще и педагогические характеристики: полнота
информации об объекте; способы применения данного средства
воспитателем; возможности использования его самим воспитанником
в последующем самовоспитании.
Педагогические
характеристики средств воспитания в школе обусловлены
объективными и субъективными причинами:
• объективно они
есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых
закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью
установившихся средств воспитания;
• субъективные
причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует
способы применения средств воспитания соответственно целям и
уровню воспитанности детей, учитывая новые требования общества и
личности, современные педагогические рекомендации и передовой
опыт воспитания;
• объекты,
играющие роль средств воспитания, могут быть общими в
деятельности воспитателей и воспитанников, а также специальными,
которыми пользуется только воспитатель;
• как правило,
воспитатель использует систему средств воспитания, причем, чем
богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат
воспитания;
• средства
воспитания связаны со всеми компонентами деятельности
воспитателя и воспитанников: они обусловлены целью воспитания,
связаны с методами и формами организации воспитательного
процесса, оказывают существенное влияние на всестороннее
развитие личности.
К объектам
материальной и духовной культуры в гимназии можно отнести
следующее:
- знаковые символы
(речь, книги, живопись),
- материальные
средства (игрушки, одежда, посуда),
- способы
коммуникации (речь, письменность, средства связи),
- коллектив
учащихся., преподавателей школы, родителей обучающихся( как
социальную группу, организующую условия воспитания),
-технические
средства,
- культурные
ценности и мир жизнедеятельности ребенка.
При переходе на
новые образовательные стандарты (при введении ФГОС НОО )
наметилась тенденция относить к средствам воспитания компоненты
мира жизнедеятельности ребенка. Поэтому ниже будут рассмотрены
виды деятельности, в которые включается формирующаяся личность в
ходе воспитательного процесса: учение, общение, труд, игру.
Общение как
средство воспитания:
Роль общения как
воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с
окружающими людьми в процессе различных видов деятельности, во
время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со
сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками,
знакомыми и другими людьми, обучающийся получает разнообразные
знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это
очень эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в
общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой
избыточностью информации, экономией затрат времени и успешной
социализацией обучающихся.
Общение – не
только важнейший источник информации. Оно оказывает существенное
влияние и на восприятие тех знаний, которые учащийся получает по
другим каналам, в частности в ходе учебно-воспитательного
процесса , в процессе практического освоения мира, из средств
массовой коммуникации. Кроме того, общение во многом определяет
интерес ребенка к знаниям вообще, получаемым из любых
источников. Общение – один из важнейших факторов возникновения,
формирования, развития и укрепления познавательных интересов у
растущего человека. Особенно это относится к общению со
сверстниками, в ходе которого ребенок проявляет свои интересы и,
встречая понимание со стороны товарищей, укрепляется в своих
склонностях, поэтому в гимназии уделяют огромное значение
социализации учеников, развитию навыков коммуникативного общения
через отработанную систему психологических тренингов, различных
видов социального проектирования.
Для эффективного
использования общения как средства воспитания необходима
организация его педагогически направляемого влияния на
жизнедеятельность групп, коллективов и отдельных личностей.
Общение,
организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы
включить его в деятельность, способствующую формированию
положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к
самосовершенствованию, называют педагогическим общением. Его
специфика в системе воспитания проявляется в ярко выраженном
воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других
видов общения (социального, психологического, бытового и др.)
обязательно предусматривает решение педагогических задач.
В зависимости от
решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды
педагогического общения: а) непосредственное, в форме прямых
контактов воспитателя и воспитанника; б) опосредованное,
проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не
на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на
качества личности, которые он должен сформировать, на ценности,
в которых он должен определенным образом сориентироваться.
Педагогическое
общение – это не только общение воспитателя и воспитуемого, но и
общение воспитанников между собой. Общение со сверстниками – не
только самостоятельная сфера жизнедеятельности личности, но и
фактор, который пронизывает все остальные сферы, поскольку на
его основе происходит обмен духовными ценностями в форме диалога
школьника как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с
окружающими людьми. Именно этим определяется роль общения в
воспитательном процессе .
Однако общение со
сверстниками может разрушать, уродовать интересы и склонности
ребенка, а также способствовать формированию социально опасных
интересов. Именно в сфере общения учащихся со сверстниками,
старшими и младшими школьниками наблюдается наибольшее число
конфликтов, закладываются асоциальные привычки, формируется и
проявляется противоправное поведение.
Чтобы
педагогическое общение эффективно выполняло свои воспитательные
функции, в ходе его организации в гимназии соблюдаются следующие
условия:
1) общение
осуществляется только в соответствии с единым гуманистическим
принципом во всех сферах жизни воспитанника – в семье, школе, во
внешкольных учреждениях и др.;
2) общение
сопровождается воспитанием у ребенка отношения к человеку как к
высшей ценности;
3) в ходе общения
в МБОУ СОШ№ 46 обеспечивается усвоение ребенком необходимых
психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания
других людей и обращения с ними;
4) общение
организовывается и осуществляется методически грамотно.
Эффективность
педагогического общения в школе определяется тем, на какой стиль
общения с учениками ориентируется учитель. Под стилем
педагогического общения понимают индивидуально-типологические
особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят
выражение коммуникативные возможности педагога, сложившийся
характер его взаимоотношений с воспитанниками; творческая
индивидуальность педагога, особенности учащихся..
Для педагогов
школы характерны активно-положительное отношение к обучающимся,
адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким
учителям свойственны глубокое понимание школьника, целей и
мотивов внешним показателям деятельности его поведения, умение
прогнозировать развитие его личности..
Достаточно
результативно осуществляется педагогическое общение в форме
дружеского расположения, которое можно рассматривать как
предпосылку демократического стиля. Дружеское расположение
выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с
учащимися. Однако дружественность не нарушает статусные позиции.
Этот стиль используют как опытные, так и начинающие педагоги.
Вместе с тем исследования показывают, что излишне
гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет к формализации
взаимодействия педагога и учащегося. Дистанция должна
соответствовать общей логике их отношений: являясь показателем
ведущей роли педагога, она должна основываться на авторитете.
Учение как
средство воспитания:
Учение как
деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания,
формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих
воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное
формирование отношения ученика к предметам и явлениям
окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на
учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и
методы учебной работы, личность учителя, его отношение к
ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в
классе и школе.
Отметим, что
учение далеко не всегда является воспитательным средством
воздействия на формирующуюся личность школьника. В учебной
практике нередки случаи, когда ребенок учится (и получает
хорошие оценки) из чувства долга или даже страха перед
наказанием за невыполнение заданий. Чтобы учение оказывало
воспитательное влияние, оно должно быть соответствующим образом
организовано.
Совместная
деятельность школьников становится продуктивной, если она
осуществляется при условии включения каждого ученика в решение
задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания,
а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими
учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной
деятельности школьников в системе обучения повышаются при
следующих условиях:
1) в ней
воплощены отношения ответственной зависимости;
2) она социально
ценная, значимая и интересная для детей;
3) социальная
роль ребенка в процессе совместной деятельности и
функционирования меняется (например, роль старшего – на роль
подчиненного и наоборот);
4) совместная
деятельность эмоционально насыщена коллективными переживаниями,
состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их
успехам.
В результате
организации на уроке совместной продуктивной деятельности
возрастают и объем усваиваемого материала, и глубина его
понимания, на формирование понятий, умений и навыков тратится
меньше времени, чем при фронтальном обучении. Уменьшаются
некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников,
не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания). Дети
получают большее удовольствие от процесса учения, комфортнее
чувствуют себя в школе. Снижается тревожность, развиваются
познавательная активность и творческая самостоятельность
обучающихся. Возрастает сплоченность класса, взаимоотношения
между детьми становятся теплее, человечнее, ученики начинают
лучше понимать друг друга и самих себя. Растет самокритичность
детей, поскольку, приобретая опыт совместной работы со
сверстниками, они более точно оценивают свои возможности, лучше
контролируют себя. Дети, помогавшие в учении товарищам, начинают
с большим уважением относиться к труду учителя. Они приобретают
навыки, необходимые для жизни в обществе (ответственность, такт,
умение строить свое поведение с учетом позиции других людей,
коллективистские мотивы поведения). Учитель же получает
возможность реально осуществлять дифференцированный и
индивидуальный подход к воспитанникам (учитывать их способности,
темп работы, взаимные склонности при делении класса на группы,
давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять
больше внимания «слабым»). Воспитательная работа учителя
становится необходимым условием группового обучения, так как
группы в своем становлении проходят стадию конфликтных
отношений.
Труд как средство
воспитания:
Труд выступает
воспитательным средством , в котором эффективное воздействие на
формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно
видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и
духовной среды. В этой деятельности совершенствуется и сам
ребенок – в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и
других отношениях. Воспитательная сила труда заключается
преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение
вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление
новых потребностей. Они могут быть заложены в самом труде, его
результатах или в том, что может этот результат дать ребенку.
Все созданные в XX в.
воспитательные системы, прославившиеся своими результатами, были
основаны на использовании физического труда в качестве одного из
важнейших средств воспитания. Чем разнообразнее и совершеннее по
своей организации были разновидности трудовой деятельности, тем
устойчивее и результативнее были воспитательные системы.
Чтобы физический
труд стал эффективным средством воспитательного воздействия, при
его организации в школе необходимо соблюдать следующие
требования:
1)
привлекательность, общественная и личная значимость цели,
четкость организации, моральная удовлетворенность результатами;
2) положительная
мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов
труда и форм его организации;
3) связь труда с
основной идеей школы и ее педагогической концепцией, с другими
видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью личности,
запросами и ожиданиями родителей;
4) посильность,
разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением,
творческий характер, результативность, коллективность, поощрение
успехов в труде.
Физический труд по
сравнению с другими видами трудовой деятельности становится
понятным и доступным ребенку уже в раннем возрасте. К его
разновидностям относится труд по самообслуживанию, которым
человек занимается на протяжении всей своей жизни. Получая
удовлетворение от результатов своего труда (уборки,
приготовления пищи, подготовки одежды и обуви к использованию и
др.),
Интеллектуальный труд – это эмоциональное и умственное
напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая
исследователем, познающим неизвестное. Такой труд имеет место в
ходе учебной деятельности, когда учитель стимулирует и
организует самостоятельный поиск обучающимися с целью открытия
ими неизвестного.
Для того чтобы
превратить процесс учения в интеллектуальный труд, в школе
существует множество возможностей, в частности:
• постановка
проблемных вопросов с четко выраженными противоречиями,
требующих от учащихся самостоятельного поиска;
• введение
проблемных заданий с показом нескольких вариантов решения и
предоставлением ученикам возможности подумать над тем, какой из
них правильный;
• привлечение
учащихся к самостоятельному поиску путей решения проблемы,
которая будет рассматриваться на следующем занятии, или наоборот
– к самостоятельному анализу частных случаев, вытекающих из
полученного на уроке решения этой проблемы;
• подбор
учебно-познавательных заданий творческого характера, которые
ученик сможет выполнить, только проявив нестандартный подход, в
результате самостоятельного поиска решения;
• побуждение
учащихся к анализу явлений и факторов (теоретическому
объяснению), в результате которого возникают противоречия между
имеющимися и новыми знаниями, пониманием важности проблемы и
неумением подойти к ее решению;
• ведение обучения
на высоком, но посильном уровне трудности;
• наличие
достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и
приемов учебной работы.
• обучение детей
приемам умственной деятельности: сравнению, анализу, синтезу,
классификации, обобщению и др.;
• обеспечение
условий для получения личностно и общественно значимого
результата труда;
• ознакомление
учащихся с научными и практическими проблемами современности,
обучение видению проблем в реальной жизни и методике их
исследования;
• создание
материально-технических и организационных условий для творческой
деятельности по разным направлениям;
• одобрение
успехов учеников, публичное признание достижений каждого ребенка
в интеллектуальном труде( праздник «За честь гимназии», на
котором происходит награждение учеников за его успехи в
различных видах деятельности).
|