Профилактика рискованного
поведения среди несовершеннолетних.
«Школьная тревожность»
Тревожность
– это состояние человека, которое характеризуется повышенной
склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющему
отрицательную эмоциональную окраску
Следует отличать тревогу от тревожности. Если
тревога-
это эпизодические проявления беспокойства, волнения
ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Например, случается, что ребенок волнуется
перед выступлениями на празднике или отвечая у доски.
Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в
тех же ситуациях он остается
спокойным. Это — проявления
тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых
разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми
взрослыми и т.д.), то следует говорить о
тревожности.
Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее
формированию и закреплению
·
учебные перегрузки;
·
неспособность учащегося справиться со школьной программой;
·
неадекватные ожидания со стороны родителей;
·
неблагоприятные отношения с педагогами;
·
регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
·
смена школьного коллектива и /или непринятие детским
коллективом.
·
Как же бороться со школьной тревожностью?
·
- Главное,
что должны сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить
ребёнку ощущение успеха. Ребёнка нужно сравнивать только с самим
собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных
результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три
буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как
реальных успех, который должен быть высоко и без всякой
снисходительности или иронии оценён взрослыми.
·
-
Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но
так, чтобы он знал, за что.
·
- Не
предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
·
-
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём
примером ребёнку.
·
-Необходимо
понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в
которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в
темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у
прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом вы показываете
ему, как можно решать тревожащие его ситуации. Делайте
вместе с ребенком, но не вместо него.
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени.
Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то. Надо готовить
ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
Ответственность не является источником тревоги, но она является
знанием границ своих возможностей.
-Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что
его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего
боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
- Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего
лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
·
-Старайтесь в
любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра».
Например, ошибки в контрольной — это бесценный опыт, ты понял,
что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
·
-Если ребенок
напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий
вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у
зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все
закончится: пойдем домой, купим.
·
·
Любите своего ребенка, относитесь к нему с должным терпением и у
вас все получится!
|